Каталог

Рефрижераторы: виды и характеристики

Рефрижератор — это специальное транспортное средство, предназначенное для перевозки отдельных товаров. Такие грузы требуют определённого температурного режима, поэтому в рефрижераторах установлены охлаждающие системы (реже системы обогрева), которые поддерживают нужный климат. Кроме автомобильных рефрижераторов на рынке также существуют рефрижераторные вагоны, судна и контейнеры. В этой статье команда “Дайзен” расскажет, какими еще бывают рефрижераторы и как их выбирать.

Для каких товаров предназначены рефрижераторы

  • Продукты питания. Прежде всего, это скоропортящиеся продукты: мясо, птица, рыба, молочка, фрукты и овощи. Также в рефрижераторах перевозят замороженные товары и некоторые кондитерские изделия, чтобы избежать их деформации и потери вкусовых качеств.
  • Цветы и растения. Для сохранения свежести и продления жизни срезанных цветов, саженцев и различных флористических композиций также важно поддерживать подходящий температурный режим при их транспортировке на место продажи или посадки.
  • Фармацевтические изделия, косметика, лабораторные материалы. Вакцины, инъекции и отдельные препараты для наружного и внутреннего применения требуют строгого температурного контроля для сохранения своей эффективности. Кроме того, при высокой температуре могут портиться отдельные виды декоративной косметики и парфюмерия. Наконец, некоторые химические реагенты и образцы для научных исследований тоже требуют хранения и доставки при низких температурах.

Принцип работы рефрижератора

Система поддержания температурного режима в рефрижераторе состоит из компрессора, конденсатора и испарителя. Вместе они работают примерно так же, как кондиционирующая установка для воздуха. Компрессор сжимает и циркулирует хладагент (например, фреон), конденсатор охлаждает его, чтобы изменить газообразное состояние на жидкое, а испаритель снова превращает вещество в газ за счет перепадов давления. При таком расширении хладагент смешивается с воздухом и поглощает из него тепло, так что температура в рефрижераторном фургоне снижается. Охлажденный воздух перемещается внутри кузова, поддерживая равномерную температуру. В отдельных же случаях система работает не на охлаждение пространства, а на обогрев.

Для минимизации потерь тепла или холода рефрижераторы имеют покрытие из теплоизоляционных материалов: пенопласта, полиуретановой пены, пенополистирола и т. д. Термоизолирующая обшивка помогает сохранять температуру на заданном уровне. Также рефрижераторы имеют систему контроля температуры, которая позволяет задавать нужные параметры. Датчики отслеживают температуру и регулируют ее, автоматически включая или выключая компрессор.

ВАЖНО: Не стоит путать изотермические фургоны и рефрижераторы. Во втором случае мы имеем дело с холодильной (нагревательной) установкой, размещаемой в герметичном теплоизоляционном фургоне. Изотермы же, в отличие от рефрижераторной техники, не могут изменять температуру, а лишь поддерживают текущую климатическую среду в ограниченный период времени (5-10 часов). Например, с помощью сухого льда. Поэтому при использовании изотермического фургона большое значение имеет температура окружающей среды при погрузочных работах, а также дальность запланированного маршрута. 

Виды и характеристики рефрижераторов

По типу транспортного средства

  • Железнодорожные рефрижераторы — это вагоны, оборудованные холодильными агрегатами и применяемые для массовых перевозок на дальние расстояния.
  • Автомобильные рефрижераторы используются для транспортировки товаров на небольшие расстояния. Обычно это машины малой и средней подъемности с встроенной холодильной установкой. Стоит отличать рефрижераторы-фургоны, которые монтируют на шасси коммерческих авто или легких грузовых моделей, от рефрижератора типа полуприцеп и прицеп.
  • Морские рефрижераторы — это контейнеры с холодильным оборудованием, устанавливаемые на грузовых судах. Как правило, они предназначены для международных перевозок.

Контейнерные рефрижераторы используют не только на море, но и, например, для авиационной доставки. В целом, такие холодильные агрегаты — отличное решение для многомодальных перевозок.

По температурному режиму

  • Класс A (от 0 до +12°C). Используется для перевозки свежих продуктов, которые требуют защиты от высоких температур: овощи, фрукты, хлебобулочные изделия.
  • Класс B (от -10 до +12°C). Подходит для перевозки как охлажденных, так и замороженных товаров.
  • Класс C (от -20 до +12°C). Применяется для транспортировки глубоко замороженных продуктов: мясо, рыба, морепродукты.
  • Класс D (от -20 до 0°C). Специализирован для доставки товаров, которые требуют только замораживания (без необходимости положительных температур).
  • Класс E (до -20°C). Используется для перевозки продукции, которая требует очень низких температур (например, мороженое).
  • Класс F (до -30°C). Предназначен для специфических грузов, которые требуют крайне низких температур: фармацевтические препараты, химические материалы и т. д.

По месту установки

  • Встроенные рефрижераторы являются частью транспортного средства, что делает их более компактными и удобными для регулярных перевозок.
  • Навесные рефрижераторы размещаются снаружи кузова. Они легко обслуживаются и могут быть быстро демонтированы при необходимости.
  • Модульные рефрижераторы представляют собой отдельные контейнеры, которые могут быть установлены на транспортное средство, будь то машина, поезд или корабль.

По грузоподъемности

  • Малотоннажные рефрижераторы (до 3 тонн). Предназначены для перевозки небольших партий товаров на короткие расстояния. Это, как правило, малые грузовые автомобили.
  • Среднетоннажные рефрижераторы (3-10 тонн). Используются для транспортировки товаров на средние расстояния.
  • Крупнотоннажные рефрижераторы (10-20 тонн). Применяются для перевозок продуктов питания, лекарств и других товаров на дальние расстояния. Это тяжёлые грузовые автомобили и железнодорожные вагоны.
  • Контейнеры и морские рефрижераторы (до 30 тонн). Эти рефрижераторы могут быть использованы в мультимодальных доставках.

Типы автомобильных рефрижераторов по энергопотреблению

  • Автономные. Имеют отдельную собственный двигатель для питания холодильного агрегата. Это позволяет поддерживать температурный режим, даже когда транспорт находится на стоянке. Такие рефрижераторы независимы и гибки в использовании, но их сложнее обслуживать, к тому же расходы на топливо при наличии 2 двигателей сильно возрастают.
  • Энергозависимые. Эта техника работает от ДВС транспортного средства. Такие рефрижераторы удобны в эксплуатации и имеют меньший вес, а за счет сэкономленного пространства часто отличаются повышенной грузоподъемностью. Но при остановке двигателя такая холодильная установка сразу перестает работать, так что длительных пауз во время транспортировки товаров быть не должно.
  • Электрические. Такой вид независимых рефрижераторов обычно питается от аккумуляторной батареи. Она может заряжаться от двигателя или внешней электросети. Эта техника экологична и бесшумна, но при дальних перевозках могут возникать трудности с регулярной подзарядкой.

ВАЖНО: Также существуют рефрижераторы, работающие от эвтектической плиты. Такой аккумулятор холода замораживается при подключении к сети, и заряда хватает для охлаждения фургона в течений всей рабочей смены.

Критерии выбора рефрижератора

Температурный режим

Диапазон тепла или холода, который может поддерживать рефрижератор, является одним из важнейших факторов. При этом подбирать технику нужно, исходя из требований перевозимых грузов. Согласно данным исследований, даже небольшое отклонение от температурного режима на +3°C может привести к порче до 20% продукции. Для фармацевтического бизнеса также важно выбирать рефрижераторы, оснащенные системами мониторинга и контроля температуры, в т.ч. через GPS.

Объём и грузоподъёмность

Выбор объёма рефрижератора зависит от объемов груза и его плотности. Необходимо учитывать, сколько груза планируется перевозить и на каком расстоянии:

  • Малотоннажные рефрижераторы подойдут для бизнеса, занимающегося доставкой по городу или региону.
  • Среднетоннажные рефрижераторы актуальны для межрегиональных перевозок.
  • Крупнотоннажные рефрижераторы предназначены для международных перевозок на дальние расстояния.

Допустим, вы занимаетесь доставкой свежих продуктов по городу. Средняя плотность товаров при этом составляет около 300-600 кг на м³. Если вы берете рефрижератор объемом около 10-15 м³, то за один рейс сможете перевозить около 4-5 тонн продуктов.

Климатические условия

Условия окружающей среды также влияют на покупку рефрижератора. Например, в южных регионах холодильная система будет работать с большей нагрузкой. В жарких условиях расход топлива у рефрижератора может увеличиться на 10-15%, и бизнесу разумнее выбирать модели с установками повышенной мощности и высокой теплоизоляцией. При организации международных перевозок в страны с тропическим климатом рекомендуется использовать рефрижераторы с утеплением толщиной до 100 мм для поддержания стабильной температуры.

Расходы на эксплуатацию

При выборе рефрижератора нужно учитывать, сколько топлива расходует холодильный агрегат и какова его энергоэффективность:

  • Автономные рефрижераторы с отдельным двигателем расходуют около 0.8-1.2 литра топлива за час работы холодильного агрегата.
  • Неавтономные рефрижераторы питаются от основного двигателя, что увеличивает расход топлива на 5-10%, в зависимости от температуры и условий эксплуатации.

Для компаний, осуществляющих частые внутригородские перевозки, может быть выгоднее электрический рефрижератор. Согласно исследованиям, их использование может снизить расходы на 15-20%.

Теплоизоляция кузова

Теплоизоляция напрямую влияет на эффективность рефрижератора. Чем лучше слой обшивки, тем меньше нагрузка на холодильный агрегат и тем меньше энергопотребление. Оптимальная толщина изоляции для температур ниже 0°C — от 60 до 100 мм. В частности, для перевозки замороженных продуктов следует выбирать рефрижератор с теплоизоляцией не менее 80 мм.

Популярные производители рефрижераторов

Thermo King

Один из мировых лидеров в производстве рефрижераторов, который предлагает надежные решения для грузовиков и морского транспорта. Оборудование этой американской марки отличается высокой энергоэффективностью, низким уровнем шума и адаптацией к разным климатическим условиям.

Hwasung Thermo

Компания из Южной Кореи предлагает рефрижераторы  для малотоннажных грузовиков, фургонов, крупных коммерческих автомобилей. Пользователи отмечают высокую эффективность техники при низких эксплуатационных затратах и простоту обслуживания.

“ГлобалТракСервис” (ГТС)

Российский производитель рефрижераторов, который предлагает экономичные решения для малых и средних грузовиков. Помимо низкой стоимости (в сравнении с зарубежными аналогами) стоит отметить адаптированность к отечественным условиям эксплуатации и доступность запчастей и сервисного обслуживания.

Dongfeng

Один из крупнейших китайских производителей коммерческого транспорта. Компания предлагает малотоннажные и среднетоннажные грузовики с рефрижераторными установками по доступным ценам. 

Carrier Transicold

Этот американский бренд предлагает широкий выбор рефрижераторного оборудования для железнодорожного, морского и автомобильного транспорта, включая малотоннажные и крупнотоннажные грузовики, прицепы и контейнеры. Техника известна надежностью, точностью поддержания температур, низким расходом топлива и качественной изоляцией.

Zanotti

Итальянская компания специализируется на производстве холодильного оборудования для небольших фургонов, а также делает крупнотоннажные рефрижераторы для международных перевозок. Из преимуществ — точность температурного контроля, энергоэффективность, долговечность.

“Фростер”

Один из российских производителей рефрижераторного оборудования, где акцент сделан на адаптацию к местным дорогам. Потребители хвалят оптимальное соотношение цены и качества и надежность в суровых климатических условиях.

Kingtec

Китайский бренд предлагает автомобильные рефрижераторы для малого и среднего бизнеса. Доступная цена, простота эксплуатации и низкие затраты на обслуживание — основные плюсы.